Реквием состоит из 14 частей в следующем порядке: Introitus: Requiem aeternam (вечный покой) — хор Kyrie eleison (Господи, помилуй) — хор Sequenz: Dies irae (день гнева) — хор Tuba mirum (чудесная труба) — соло для сопрано, альта, тенора и баса Rex tremendae majestatis (царь потрясающего величия) — хор Recordare, Jesu pie (вспомни, Иисусе милосердный) — соло четырех голосов Confutatis maledictis (посрамив нечестивых) — хор Lacrimosa dies illa (слезный день) — хор Offertorium: Domine Jesu Christe (Господи Иисусе Христе) — хор и соло четырех голосов Versus: Hostias et preces (Жертвы и мольбы) — хор Sanctus: Sanctus (свят) — хор и соло Benedictus (благословен) — соло четырех голосов, затем хор Agnus Dei (агнец Божий) — хор Communio: Lux aeterna (вечный свет) — хор
Реквием
«Покой вечный дай нам» - этими словами начинается древняя молитва. Начальное ёё слово – «покой» и есть перевод с латинского слова реквием. Таким образом, реквием это траурная музыка, возвышенная и задушевная. Когда-то реквием был заупокойным песнопением, которым провожали и поминали умершего человека. Это музыка – рассуждение о жизни и смерти, о собственной душе и о Боге. Пресловутые росписи Сикстинской капеллы, выполненные величайшим Микеланджело Буонарроти, - это реквием в живописи. Увидев знаменитые росписи, вы поймёте, какие образы и чувства живут в музыкальном реквиеме. К жанру реквиема обращались многие известные мастера прошлого и нынешнего. Лассо, Палестрина, Керубини, Берлиоз, Верди, Брамс, Бриттен, Кабалевский… Но «самым главным» реквиемом в истории музыки считается «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта. С этим произведением связана таинственная и в общем то грустная история. Как-то раз к Моцарту пришел незнакомец, облаченный во всё чёрное, и сказал, что хочет сделать заказ. Ничего удивительного в этом не было. Представители состоятельных сословий часто шли к известным музыкантам с предложением сочинить музыку для собственного оркестра и т.д. Заставило насторожиться Моцарта то, что неизвестный не захотел преставиться и открыть имя заказчика. Незнакомец в чёрном заказал траурную музыку, хотя все знали о жизнелюбии самого Моцарта. Заказчик был немногословен и вскоре удалился. Работа над «Волшебной флейтой», её постановка и успех оторвали Моцарта от работы над «Реквиемом», но композитор неотступно думал о нём, сочинял урывками и что-то записывал. Его преданный ученик Зюсмайер улавливал каждую фразу мастера, запоминал и бережно хранил всё. Он ни как не мог предположить то, что Моцарт работает над последним в своей жизни творением. Моцарт в то время сильно болел и малодушно помышлял о том, что сочиняет мессу самому себе. Кончался 1791 год. Вечером 4 декабря к больному и ослабшему Моцарту пришли друзья. Амадей попросил, чтобы ему подали незавершенную партитуру «Реквиема». Он желал "почувствовать" музыку в живом исполнении. И вот, Моцарт вместе со всеми исполняет заупокойную мессу. Внезапно голос Моцарта задрожал, он разрыдался и отложил заупокойную мессу в сторону… Моцарт умер, а Зюсмайер подвел черту под «Реквиемом» после кончины учителя.